Подготовка к школе

Готовность к школе – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.

Подготовка к школе – организация образовательной работы ДОУ, которая обеспечивает определенный уровень общего развития дошкольников и специальную подготовку детей к усвоению учебных предметов, для выполнения социальной роли школьника и овладения новым видом деятельности.

Термины “подготовка” и “готовность” связаны причинно-следственными отношениями: готовность непосредственно зависит и определяется качеством подготовки.

Работа детского сада по подготовке детей к школе начинается задолго до перехода их в подготовительную группу.

 

Психологи и педагоги выделяют:

•      общую готовность к обучению в школе

•      специальную готовность к обучению в школе

Общая готовность.

В содержание понятия входит - психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка.

Появление мотивов «Хочу в школе многому научиться», «Хочу научиться писать, читать, решать задачи» и т.п.,  может свидетельствовать о психологической, мотивационной готовности ребенка к обучению в школе.

В структуре психологической готовности к школе принято выделять следующие компоненты (Л.А.Венгера, В.В.Холмовской, Л.Л.Коломинского, Е.Е.Кравцовой, О.М. Дьяченко):

1. Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.

2.Интеллектуальная готовность. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.

3.Социально-психологическая готовность. Данный компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.

4.Эмоционально-волевая готовность. Считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации.

5.Психомоторная (функциональная) готовность. Преобразования, происходящие в детском организме, способствующие повышению его работоспособности и выносливости.

 

Специальная готовность.

Приобретение ребенком знаний и умений, обеспечивающих успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир).

Следует обратить внимание и на некоторые другие показатели развития ребенка.

А) Развитие речи и готовность к овладению грамотой:

1.     Умение интонационно выделять заданный звук в начале слова.

2.     Умение различать гласные и согласные звуки.

3.     Умение членить слова на слоги.

4.     Умение строить простые предложения из 4 и более слов.

5.     Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.

6.      Умение составлять маленькие рассказы о предметах и событиях.

7.     Умение самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.

Б) Развитие элементарных математических представлений:

1.     Умение считать и отсчитывать предметы заданного количества.

2.     Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.

3.     Знание цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

4.     Умение соотносить цифру и число предметов.

5.     Умение измерять длину предметов с помощью условной меры.

6.     Умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

7.      Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.

8.     Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

В) Кругозор ребенка:

1.     Уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родителей, перечислить состав семьи.

2.     Иметь общие понятия о профессиях, занятиях взрослых.

3.     Знать правила поведения в общественных местах.

4.     Знать правила безопасного поведения на улице.

5.     Иметь общие представления о временах года, сезонных явлениях.

6.     Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.

7.     Знать названия частей суток и их последовательность.

 

Формы работы с детьми в ДОУ по подготовке к обучению в школе:

1.Сюжетно-ролевые игры, в частности, игра «В школу».

4.Рассматривание картины по школьной тематике.

5.Чтение и анализ детской художественной  литературы о школьной жизни, заучивание стихов.

6.Рисование на темы: «Моя школа», «Мои впечатления от экскурсии в школу».

7.Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях.Хочу такой сайтХочу такой сайт

8.Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.

9.Словесные, дидактические, интерактивные игры на школьную тематику.

 

 Актуальность проблемы: в течение последних лет наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка - дошкольника из детского сада в школу и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению в условиях ДОУ.

Задача МБДОУ № 17 п. Де-Кастри - обеспечить каждому ребенку тот уровень развития, который позволяет ему быть успешным при обучении в школе.

Детский сад и школа. При взаимодействии этих двух учреждений может сложиться прекрасный союз, и ребенок будет чувствовать себя комфортно.

Основные задачи сотрудничества ДОУ и СОШ:

·        становление единства взглядов на воспитательный процесс между ДОУ, семьей и школой;

·        выработка общих целей, воспитательных задач и путей достижения намеченных результатов;

·        создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса: воспитателей, учителей, детей и родителей;

·        оказание помощи родителям, способствующей преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

·        формирование в семьях позитивного отношения к активной социальной деятельности  детей.

Уровень готовности ребенка  обучению в школе.

Критерии подготовленности ребенка к школе:

1) мотивация на учебу;

2) развитие произвольности;

3)сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

4) развитие пространственных представлений;

5) развитие познавательных процессов;

6) умение фантазировать;

7) проявление самостоятельности.

Воспитатель должен:

1.Ставить перед ребёнком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял её, сделав своей. Тогда у ребёнка появится желание в её достижении.

2.Направлять, помогать ребёнку в достижении цели.

3.Приучать ребёнка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их.

4.Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т. п.

Школьная зрелость.

1) мотивационная готовность — положительное отношение к школе и желание учиться;

2) умственная или познавательная готовность — достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений;

3) волевая готовность — достаточно высокий уровень развития произвольного поведения;

4) коммуникативная готовность — способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю».

Модель выпускника.

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных). У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

2. Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

3. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,  музыкальные и художественные произведения, мир природы.

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ребенок адекватно использует вербальные  и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями  о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем  социуме), государстве (стране), мире и природе.

Ребенок имеет представление:

- о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;

- о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;

- об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;

- о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;

- о мире (планете Земля,  многообразии стран и государств, населения, природы планеты).

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Т.е. умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Адаптация первоклассников.docx (скачать)
Консультация для родителей.doc (скачать)
Консультация_для_родителей_Скоро_в_школу.pdf (скачать) (посмотреть)
Родителям будущих первоклассников.pdf (скачать) (посмотреть)
Советы родителям будущих первоклассников.docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».