Муниципальный ресурсный центр сопровождения инклюзивного образования

Психолого-педагогическое сопровождение

в МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 17 П. ДЕ-КАСТРИ

   Психолого-педагогическое сопровождение  это система  профессиональной деятельности, направленная  на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

    Цель сопровождения в ДОУ: создание  психолого – педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

   Задачи психолого – педагогического сопровождения:

  • сохранять и укреплять психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

  • создавать  благоприятные условия для развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром;

  • формировать социокультурную  среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

  • предупреждать возникновения проблем развития ребенка;

  • выявить первичные возможности развития ребенка;

  • выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

  •  осуществлять индивидуально ориентированную психолого -педагогическую помощь детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ТПМК и ППк);

  • обеспечивать психолого-педагогической поддержкой  семьи и повышать компетентность  родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

    Основными субъектами психологического воздействия в детском саду являются:

• дети;

• воспитатели, педагоги;

    Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:

  • Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.

  • Сопровождение опирается на психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.

  • Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.

    В основе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста лежат психологические особенности детей на каждом возрастном этапе развития, кризисные периоды, а так же психологические новообразования.

    Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению в ДОУ:

  • профилактика – это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем,

  • диагностика,

  • консультирование (индивидуальное и групповое),Хочу такой сайт

  • развивающая работа,

  • коррекционная работа,

  • психологическое просвещение и образование.

Если в коррекционно-развивающей работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний, может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в воспитательной работе.

На уровне ДОУ задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов в консилиуме по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками. На данном уровне так же реализуются профилактические программы, охватывающая значительные группы  детей осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа.

Специалистами сопровождения проводится работа:

Педагог-психолог: проводит психодиагностику, психокоррекционно-развивающую работу с детьми, просвещение и консультирование педагогов и родителей.

Учитель-логопед: проводит диагностический мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.

Учитель-дефектолог: педагогическая диагностика, разработка и уточнение образовательных маршрутов, обеспечение индивидуальных, подгрупповых занятий с детьми в соответствии с выбранными программами.

Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музыкальной, танцевальной терапии.

Инструктор по физической культуре: разработка и реализация программ по физическому воспитанию, определение уровня физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, выработка рекомендаций для воспитателей.

Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенности коммуникативной активности и культуры, уровня формирования целенаправленной деятельности, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу, реализация рекомендаций учителя-логопеда, психолога, медицинского работника.

В МБДОУ работают специалисты сопровождения:

1 педагог-психолог;

1 учитель-логопед;

1 учитель-дефектолог;

 1 музыкальный руководитель;

 1 инструктор по физической культуре;

В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежит: во-первых, возрастные особенности детей на разных периодах развития; во-вторых, психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Приложение 2_Положение МРЦ ДО.docx (скачать)
Приказ Об утверждении положения об муниципальном ресурстном центре.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».