1
1. Общие положения
Настоящее положение разработано на основании Приказа Министерства
просвещения РФ от 01.11.2024 № 763 «Об утверждении Положения о
психолого-медико-педагогической комиссии» и регулирует деятельность
психолого-медико-педагогического консилиума данного образовательного
учреждения.
1.1.Психолого-медико-педагогический консилиум (в дальнейшем - ПМПК)
является структурным подразделением образовательного учреждения.
Деятельность (ПМПК) направлена на решение задач, связанных со
своевременным выявлением детей с особыми образовательными
потребностями,
организацией
психолого-медико-педагогического
сопровождения их образования, исходя из индивидуальных особенностей
развития каждого ребенка.
1.2.Психолого-медико-педагогический консилиум в своей деятельности
руководствуется Уставом образовательного учреждения, Законом Российской
Федерации "Об образовании", письмом Министерства образования РФ от 27
марта 2000 г. №27/901 - 6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме
(ПМПК) образовательного учреждения», настоящим положением, другим
действующим законодательством в сфере образования, защиты прав детей.
1.3.Порядок открытия и ликвидации, условия материально-технического
обеспечения, финансирования деятельности (ПМПК), а также контроля над
его работой определяются образовательным Учреждением.
2. Цель и задачи (ПМПК).
2.1. Цель (ПМПК): обеспечение диагностико-коррекционного, психологомедико-педагогического сопровождения обучающихся групп с особыми
образовательными потребностями исходя из реальных возможностей и в
соответствии со специальными образовательными потребностями,
возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического
и нервно-психического здоровья, для получения ими качественного
образования.
2.2. Задачи (ПМПК):
- выявление характера и причин отклонений в обучении и поведении
воспитанников;
- выявление актуальных и резервных возможностей развития воспитанников;
2
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных
перегрузок
и
срывов;
- анализ и организация исполнения рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии, отдельных специалистов, обследовавших детей;
- определение и конкретизация специальных условий, содержания и способов
организации психолого-медико-педагогического сопровождения детей с
особыми образовательными потребностями;
- разработка учебно-воспитательных мероприятий, программ психологопедагогической и медико-социальной помощи, а также их корректировка на
основе анализа эффективности;
- консультирование родителей (законных представителей), педагогических,
медицинских и социальных работников, представляющих интересы ребенка;
- внесение в администрацию образовательного учреждения предложений по
обеспечению
доступности и адаптивности образования к уровням и особенностям развития
детей;
- участие в просветительской деятельности, направленной на повышение
психологопедагогической, медико-социальной и правовой культуры педагогов,
родителей, детей.
3. Организация работы (ПМПК).
3.1. Индивидуальное обследование ребенка специалистами (ПМПК)
осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или
сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных
представителей) на основании письменного заявления или договора между
образовательным учреждением и родителями (законными представителями)
воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в
образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей
(законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.
3.2.Групповая диагностика проводится по запросу администрации (родителей
или законных представителей).
Обследование проводится каждым специалистом (ПМПК) индивидуально с
учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на детей. По данным
3
обследования каждым специалистом
разрабатываются рекомендации.
составляется
заключение
и
На каждого обследованного ребенка заполняется индивидуальная карта
развития, в которую вписываются все данные индивидуального обследования,
заключения и рекомендации.
На заседании (ПМПК) обсуждаются результаты обследования ребенка
каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение (ПМПК).
Коллегиальное заключение содержит обобщенную характеристику состояния
психофизического развития ребенка (общую характеристику группы) и
программу
специальной
(коррекционной)
помощи,
обобщающую
рекомендации специалистов. Коллегиальное заключение (ПМПК) и
рекомендации подписываются председателем и всеми членами (ПМПК)
разборчиво.
3.3.Изменение условий получения образования (в рамках возможностей,
имеющихся в учреждении) осуществляется по заключению (ПМПК) и
заявлению родителей (законных представите лей).
Заключения специалистов, коллегиальное заключение и рекомендации,
касающиеся отдельных воспитанников, доводятся до сведения родителей,
(законных представителей), педагогов в доступной для понимания форме.
Предложенные рекомендации реализуются только с их письменного согласия.
Заключения по группе доводятся до сведения работающих в ней педагогов.
3.4.В период реализации рекомендаций ребенку, воспитатель отслеживает
своевременность и правильность оказания ему психолого-педагогической и
медико-социальной помощи, ее эффективность, динамику развития ребенка и
выходит с инициативой повторных обсуждений на (ПМПК).
3.5.При необходимости углубленной диагностики и (или) разрешения
спорных вопросов специалисты (ПМПК) рекомендуют родителям (законным
представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию
района или края.
Периодичность
проведения консилиумов определяется реальным запросом на комплексное,
всестороннее обсуждение проблем детей с особыми образовательными
потребностями.
Заседания (ПМПК) подразделяются на плановые и внеплановые, и проводятся
под руководством председателя. Плановые консилиумы проводятся не реже
одного раза в квартал.
4
3.6.Специалисты (ПМПК) выполняют работу в рамках основного рабочего
времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным
запросом на осуществление психолого-педагогического и медикосоциального сопровождения детей с проблемами в развитии. Специалистам
может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой
в соответствии со статьями 32 и 54 Закона Российской Федерации "Об
образовании" определяется образовательным учреждением самостоятельно.
Консилиум работает во взаимодействии с муниципальными и областными
психолого-медико-педагогическими комиссиями.
4. Формы учета деятельности специалистов (ПМПК).
4.1. Журнал записи детей на (ПМПК).
4.2. Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и
коллегиального заключения и рекомендаций (ПМПК).
4.3. Журнал комплексного динамического наблюдения за ребенком, в
который входят:
- протокол первичного обследования ребёнка, в который входят: медицинское,
психологическое,
логопедическое
и
педагогическое
представления (результаты обследования на начало года);
- рекомендации и Программа индивидуальной коррекционной работы с
ребенком (вносятся по результатам первичного комплексного обследования
ребенка специалистами - членами ПМПК);
- дневник динамического наблюдения с фиксацией:
времени и условий возникновения проблемы, мер, предпринятых до
обращения в (ПМПК), и их эффективности, сведений о реализации и
эффективности рекомендаций (ПМПК)
- промежуточные диагностические материалы и результаты диагностик на
конец года;
- заключения, составленные медиком, психологом, учителем-логопедом и
дефектологом, а также социально-педагогическую характеристику,
составленные воспитателями и социальным педагогом (на конец года).
4.4. График плановых заседаний ( ПМПК).
4.5. Протоколы заседаний (ПМПК).
5
5. Порядок создания (ПМПК).
5.1. Консилиум является объединением носителей психолого-педагогической,
родительской, медицинской, правовой культуры.
Психолого-медико-педагогический
консилиум
создается
приказом
руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих
специалистов.
(ПМПК) осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом
образовательного учреждения и положением о психолого-медикопедагогическом
консилиуме
и
утвержденным
руководителем
образовательного учреждения.
5.2. В состав постоянных членов Консилиума по приказу заведующего
учреждением вводятся постоянные специалисты:
- педагог-психолог;
- учитель-логопед;
- учитель-дефектолог;
- медицинский работник.
Состав (ПМПК) может варьироваться в зависимости от характера возникшей
проблемы.
Участвуют по потребности:
- детский психоневролог;
- воспитатели;
- члены родительского комитета;
- дополнительно привлекаемые специалисты.
В случае необходимости для работы в консилиуме могут привлекаться (по
договору) специалисты, не работающие в данном образовательном
учреждении (психиатр, педиатр, невролог, сурдопедагог, другие
специалисты).
5.3.Специалистами консилиума ведется следующая документация:
- журнал записи и учета детей, нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи;
6
- заключения и рекомендации специалистов находятся в журнале;
- коллегиальные заключения и рекомендации (ПМПК) в журнале;
- карты развития детей;
- протоколы заседаний консилиума;
- аналитические материалы.
У председателя консилиума находятся нормативные правовые документы,
регламентирующие деятельность (ПМПК): список специалистов (ПМПК),
расписание работы специалистов и консилиума.
5.4. Ответственность за организацию и результаты деятельности (ПМПК)
несет руководитель образовательного учреждения.
6. Обязанности и права членов ПМПК.
6.1.Специалисты (ПМПК) имеют право:
- вносить в администрацию образовательного учреждения предложения по
обеспечению профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных
перегрузок и срывов, организации лечебно-оздоровительных мероприятий и
созданию психологически адекватной образовательной среды;
- вносить предложения по работе консилиума и обсуждаемым проблемам;
- выбирать и использовать методические средства в рамках своей
профессиональной компетенции и квалификации.
6.2.Специалисты (ПМПК) обязаны:
не реже одного раза в квартал вносить в карту развития ребенка сведения
об изменениях в состоянии развития ребенка в процессе реализации
рекомендаций;
- руководствоваться в своей деятельности профессиональными, этическими
принципами, нравственными нормами; сохранять конфиденциальность
сведений, неадекватное использование которых может нанести ущерб
здоровью, психологическому состоянию ребенка и его семье;
- защищать всеми законными средствами на любом профессиональном,
общественном и государственном уровне права и интересы детей и их
родителей (законных представителей).
7